Смазочный слой в подшипнике
Особым случаем ламинарного движения жидкости в кольцевом зазоре является относительное вращение двух цилиндрических поверхностей, образующих кольцевую щель между вращающейся цапфой и неподвижным вкладышем.
За счёт вращения цапфы и прилипания к её поверхности жидкости образуется гидравлический клин, в котором развивается гидродинамическое давление, порождающее силу, уравновешивающую силы нагрузки, действующее на цапфу. Такие устройства широко применяются в технике и называются подшипниками скольжения. Математическое описание, применяемое для плоских щелей, к данному случаю не подходит, т.к. величина зазора по направлению движения не постоянна, а движение жидкости в подшипнике описывается значительно более сложными уравнениями. Поэтому в рамках настоящего курса мы коснёмся только основных результатов теории подшипников скольжения жидкостного трения. Она основана на гидродинамической теории смазки, которая была разработана русским учёным Петровым Н. П. в 1883г. Ему же принадлежит первая теоретическая формула для коэффициента трения подшипника скольжения.
В результате совместного решения шести уравнений равновесия для вязкой жидкости, уравнения неразрывности и трёх уравнений движения, с учётом ряда допущений, получено основное дифференциальное уравнение гидродинамической теории смазки:
,где
- гидродинамическое давление, - динамическая вязкость, - толщина плёнки жидкости, - радиус цапфы, - окружная скорость цапфы, - текущее значение угла, в котором определяется давление, - координата, отсчитываемая от середин вкладыша в осевом направлении.Расчётная схема подшипника скольжения показана на рисунке, где использованы следующие обозначения:
- диаметр цапфы,- диаметр вкладыша, - эксцентриситет между осями цапфы и вкладыша, - минимальная толщина плёнки жидкости, - толщина плёнки жидкости в области максимального давления, - угловая координата, и - значения углов начала и конца эпюры давления относительно линии центров.
Без учёта торцовых утечек жидкости основное уравнение гидродинамической теории смазки упрощается и принимает вид:
,
где - давление в любой точке щели для бесконечно длинного подшипника.
Для подшипника конечной длины справедливо уравнение, определяющее давление ?:
.
Касательное напряжение на цапфе ? равно:
.
Несущая способность (грузоподъёмность) W подшипника:
.
Сила трения и расход жидкости определяются уравнениями
, .
Решение последних уравнений затруднено сложными зависимостями изменения давления в слое жидкости по углу и по длине цапфы для определённых геометрических размеров подшипника.
На практике для расчёта подшипников скольжения используют диаграммы безразмерных коэффициентов
,
где - коэффициент нагруженности подшипника,
;
- коэффициент сопротивления цапфы вращению,
;
- потеря мощности на преодоление сил сопротивления вращению цапфы в подшипнике;
- коэффициент торцового расхода,
;
- относительный зазор,
;
- относительная длина подшипника,
;
- относительный эксцентриситет,
;
- средний зазор,
;
- угловая скорость вращения цапфы.